Поездка на Нордкап. День пятый. Руссенес-Нордкап. Порсангер-фьорд. Магерё
Стартовой площадкой для многих посетителей Нордкапа является кэмпинг в городке Руссенес. Он расположен на перекрестке дорог Е6 и Е69. Е6 идет вдоль всей Норвегии и в Руссенес уходит в сторону Финляндии. Е69 – именно то, что нужно. Она ведет прямо на самую северную точку Европы.
Кэмпинг в Руссенесе государственный, поэтому достаточно дешевый. Мы брали 2-местный домик примерно за 45 евро. Удобства в отдельном здании. Есть душ с горячей водой и хорошо прогретым помещением. При кемпинге ресторан, столовка, магазин с продуктами и сувенирами. Кемпинг действительно очень большой, поэтому места там есть почти всегда. Если приедете очень поздно, знайте, что в ящике около ресепшена лежат ключи. Можно занять свободный домик и оплатить его утром. Карточки принимаются, как и везде в этой замечательной стране.
Попив пива прямо на берегу (а здесь можно остановиться с видом на море), мы отправились спать, чтобы часов в 6 утра стартануть на Нордкапп. Летом здесь, как известно, не темнеет. В августе разве что глубоко ночью легкие сумерки.
Утром мы отправились на Нордкапп. Е69 идет вдоль берега фьорда. Красоты неописуемые, виражи крутые, скорости не очень большие. Впрочем, дорога сделана так, что разбиться вы разобьетесь, но в пропасть не улетите. Буквально через 10-20 километров от Руссенеса начинается заповедник оленей. Вся северная часть полуострова Порсангер отдана северным оленям. Я так понимаю, что здесь нельзя на них охотиться и всячески ущемлять. Поэтому наглые звери ущемляют туристов. С отсутствующим видом похмельного хозяина они перегораживают дорогу и создают пробки.
Впрочем, звери эти очень милые. Так что подобные шалости им можно простить.
Порсангер-фьорд вытянулся практически ровно с севера на юг, поэтому с каждым километром природа становится все более суровой. Деревья мельчают. Вокруг северная степь – тундра.
Попадаются тоннели.
И вот такие милые стоянки, где мы, остановившись позавтракать, разбудили каких-то немцев, ночевавших дикарями. Здесь принято складывать каменные пирамидки.
И качественно очищать от мяса треску.
По пути будет куча палаток с саамскими сувенирами. Везде примерно одинаковый набор и примерно одинаковые субатомные цены. Если где и стоит остановиться, то в серебряных магазинах. Вот самый красивый, отделанный сушеной треской — Tana Solv. Внутри весьма дорогие, но очень красивые серебряные и золотые украшения на саамские мотивы.
Едем дальше, пролетают олени
Запасы йода они там что ли пополняют?..
Рыбацкие деревни
И просто красоты.
Наконец, тоннель на Магерё. До 1956 года дороги туда фактически не было. На Нордкап добирались морем, а потом карабкались на 300-метровую скалу. Затем построили дорогу и переправляли на остров на пароме. В 1998 году прорыли тоннель. Его длина 7 километров. 3,5 км ты едешь вниз с приличным уклоном, 3,5 – вверх. Тоннель проходит на глубине 200 с лишним метров ниже уровня моря. В тоннеле сыро, тепло и в целом не так страшно, как многие описывают в интернете. Самое страшное – это оплата на выезде. Сейчас уже не вспомню, но получается что-то около 140-160 крон с человека плюс еще столько же с машины. Туда-обратно удовольствие будет стоить 100-120 евро.
Этот остров виден сразу после выезда из тоннеля. Дальше будет деревня Сарнес и еще один тоннель на пару километров.
Главный город, вернее деревня Нордкапа – Хунингсвег. Здесь есть порт, ледяной бар, пара музеев, инфоцентр в порту.
На въезде озерцо. В нем фонтанчик и мини-остров.
Тролль — туристический символ Норвегии
Вот это не простой пёс, а пёс-герой по имени Бамсе. Он появился в Хунингсвеге в 1937 году. Здесь в порту работал его хозяин Олаф Хафто. В 1939 году в начале Второй мировой войны Хафто командовал патрульным кораблем Thorodd в Тромсё. Пес был с ним. Когда королевская семья Норвегии покинула страну на крейсере «Девоншир», спасаясь от нацистов, Thorodd также ушел в Англию, а на нем Хафто и Бамсе. Фотография Бамсе в бескозырке Королевского Норвежского флота была разослана норвежцам в качестве открытки на Рождество 40 года и поднимала их дух в борьбе против захватчиков. Пес умер в 1944 году и еще успел послужить на минзаге «Нордкапп». В 90-х его посмертно наградили орденом.
В целом норвежцы очень серьезно относятся ко Второй мировой. У них очень много памятников. В каждом музее, даже если он не военный, есть обязательный зал, посвященный войне. При этом везде очень четко расставлены акценты: кто прав, а кто нет.
В инфоцентре мы узнали, что, помимо Нордкапа, на острове есть еще несколько достопримечательностей. Можно отправиться на морское сафари из местечка Гьесвер, посмотреть на утес Киркепортен. Мы выбрали второе, так как не собирались оставаться на Магерё долго.
Киркепортен – это гигантская арка недалеко от деревни Скарсвег. Найти начало тропы не так просто. Есть два варианта: от кемпинга на въезде в деревушку (это кстати самый северный кемпинг в мире) и от небольшой серой гостиницы метров через триста. От кемпинга дальше, от гостиницы труднее – придется перевалить через холм.
Вообще на Магерё около десятка гостиниц и кемпингов. Цены… вы поняли :).
Киркепортен – огромный утес-арка. Вокруг много красивых останцев. Вот на картинках человечки для масштаба.
Рельеф стен Киркепортена
С Киркепортена виден полуостров Нордкап – вот он вдали закрыт облаками.
Вообще ехать на Нордкап – чистая лотерея. Нам не очень повезло. Была низкая облачность. Половина дорог на острове проходит на высоте в 300 метров. В такую погоду там видимость примерно такая:
Но мы все-таки добрались до Нордкапа. А там был туман.
В 1988 году семеро детей из СССР, США, Танзании, Италии, Японии, Таиланда и Бразилии собрались на Нордкапе, где в течение месяца создали памятник «Дитя мира». Семь огромных, в человеческий рост медальонов символизируют дружбу и единение всех людей планеты. Современные посетители Нордкапа рядом с этим монументом оставляют небольшие пирамидки, сложенные из плоских камней.
Мы тоже отметились. Все это в тумане выглядит очень сказочно.
Но потом туча опустилась и мы смогли увидеть солнце.
На Нордкапе построен большой туркомплекс. Здесь есть сувениры, кафе, музей. Последний посвящен главным образом высокопоставленным туристам. Въезд на Нордкапп платный. Примерно вдвое дешевле, чем плата за тоннель. Билет действует двое суток. Видимо, если не увидишь солнце сегодня, посмотришь завтра.
А, может, вот почему. В этом зале можно наблюдать полуночное солнце. Здесь по ночам происходят представления и наливают горячительные напитки. Снимал, не глядя, с рук. Зал вырублен в скале и находится метров на 30 ниже поверхности. Открывается отличный вид на море, которого мы, конечно, не увидели.
В конце XIX столетия Нордкап посетил король Швеции, которые подтвердил право Норвегии на эту территорию. В 1907 Нордкапп принял еще одного высокопоставленного туриста – короля Таиланда Чулалонгкорна. Последний велел высечь на одном из камней свой вензель. В ознаменование столетия этого знаменательного события представители тайской королевской фамилии открыли в музее Нордкапа зал, посвященный своему знаменитому предку-туристу.
Ну а камень – место, куда принято бросать монетки.
В конце XVIII века Нордкап посетил французский принц Филипп Орлеанский. После революции и казни отца, Людовика XVII, он отправился в изгнание. Молодой принц провел его с пользой для себя, посвятив около 20 лет своей жизни путешествиям. Одним из первых мест, куда отправился один из последних Бурбонов, стал Нордкап.
Ну а первым туристом считается себе священник датского происхождения Франческо Негри из Равенны. Путь, которые современные автотуристы преодолевают за неделю-две, отнял у него пару лет. Большую часть его он прошел пешком, некоторую преодолел на лошадях и морских судах.
Франческо Негри поднялся на 300-метровый утес Нордкапа и произнес: «Здесь, на Нордкапе, на самом краю цивилизации, я могу сказать, что моя тяга к знаниям и открытиям удовлетворена. Сейчас я смело возвращаюсь домой, да поможет мне Бог».
Памятный знак, отмечающий координаты крайнего севера Европы: 71 градус 10 минут и 21 секунду. Здесь постоянно фотографируются.
В тумане бескрайних просторов Северного Ледовитого мы не увидели. Разве что вот так парили над облаками:
Хотя нет. Вот тут темное серое – это вода проглядывает.
На самом деле Нордкап — не самая северная точка Европы. Рядом находится мыс Knivskjelodden. К нему ведет 9-километровая пешеходная тропа. Времени не было. Не пошли. Сходим в следующий раз.
На этом все. Потом туман стал еще сильнее. Вернее, туча – плотнее. Мы направили к музею пожилых итальянцев, которые спрашивали Where is Museum в 5 метрах от входа. С трудом нашли машину. И уже за другими итальянцами-кемперами как-то выехали из этого тумана.