Автомобилем по Европе и не только: автотуризм, советы, путеводитель

600 лет Грюнвальда

2010 год богат на юбилеи. Беларусь и Россия с размахом отметили 65-летие победы в Великой Отечественной войне. Но есть еще одна дата. Она объединяет белорусов, литовцев, молдован, поляков, русских, татар и украинцев. 600 лет назад на поле между деревнями Грюнвальд, Людвигово и Стембарк объединенные войска Королевства Польского и Великого Княжества Литовского разгромили рыцарей Тевтонского ордена, на несколько столетий прекратив немецкую экспансию на восточнославянские земли.

Ежегодно на грюнвальдские поля приежают тысячи туристов, которые приезжают на торжества, посвященные последней большой битве рыцарского средневековья, как ее иногда называют историки.

Действительно, Грюнвальдское сражение стало одним из последних, в котором принимали участие десятки тысяч закованных в броню людей, а главным оружием были меч, копье, секира, лук и стрелы, а не пушки или ружья.

Самый главный праздник

И сегодня каждый год в одно и тоже время на грюнвальдское поле выходят король Владислав-Ягайло, великий князь Витов и магистр Ульрих фон Юнгинген, чтобы снова скрестить мечи. Правда, в XXI веке обходится без крови. Участники инсценировки сражения вооружены на вид настоящим, но не заточенным оружием. Они студенты и профессоры, рабочие и служащие, фермеры и банкиры, солдаты и офицеры — члены реконструкторских клубов из десятков стран Европы, в том числе и из Беларуси. Кто лучше нас представит новогрудскую, полоцкую, гродненскую и другие белорусские хоругви, которые Витовт привел под Грюнвальд. Кроме того, на поле современной битвы можно встретить поляков, литовцев, украинцев, русских, чехов. В этом году также были «рыцари» из Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии и других стран.

600-летний юбилей Грюнвальда отметили, как полагается. В этом году грюнвальдское поле даже посетили президенты Литвы и Польши Даля Грибаускайте и Бронислав Коморовский. Здесь было все: и рекордная жара до 35 градусов, и рекордное количество участников реконструкции (2200) и зрителей (200 000 человек), и даже рекордные 20-километровые пробки на въезд и выезд, из-за чего многие поляки просто не смогли попасть на праздник.

Ведь Грюнвальд для каждого поляка — праздник из первой десятки. Не отстают от них литовцы — «Жальгирис», название спортивных клубов, различных товаров означает Грюнвальд. Кто-то приезжает сюда на четыре дня, чтобы посмотреть на рыцарский турнир, прикупить сувениров на средневековой ярмарке, вдоволь попить пива и поесть колбасок, рульку и даже поросенка на вертеле. Кто-то посещает праздник только на 45 минут, которые длится реконструкция битвы.

Белорусов от Грюнвальда, неотъемлемой части нашей истории, сегодня отделяет граница шенгена. Но несмотря на нее, пара тысяч организованных и самодеятельных туристов все-таки приехали, чтобы посмотреть на главный праздник 600-летия. И если наши составляли только 1 % зрителей, то на поле сражения белорусов была чуть ли не десятая часть — отечественные реконструкторы известны далеко за пределами страны.

Грюнвальд-2010, как это было

Как и 600 лет назад, день битвы начался с молебна в немецком лагере. Великий магистр Ульрих фон Юнгинген был серьезен и сосредоточен. Только современного магистра окружали не такие же братья-тевтоны, а поляки, литовцы и белорусы. Да и в походной часовне пели отнюдь не немецкие гимны, а ту самую «Богородицу», которая раздавалась над рядами польских рыцарей, просивших благословения на битву.

В 14.00 тевтоны и союзники построились друг напротив друга. В полном соответствии с версией летописца Яна Длугоша, братья Владислав-Ягайла и Витовт не спешили вступать в сражение. Ульрих фон Юнгинген выслал им гонца, который преподнес правителям Польши и ВКЛ два меча, мол, выходите и сражайтесь, а если вам не хватает храбрости, то, может, они помогут. Владислав Ягайла спокойно принял дар, предчувствуя, что насмешка горделивого Юнгингена сыграет с тевтоном злую шутку.

Первым начал сражение горячий Витовт. В атаку ринулась легкая конница Великого Княжества Литовского, поддержанная татарами Джелал-ад-Дина, хана, изгнанного из Орды и нашедшего приют в ВКЛ. Они попали в ловушки, заранее подготовленные немцами: глубокие ямы, утыканные кольями и прикрытые тонкими жердями и соломой. Темп атаки был сбит, и в бой двинулись закованные в броню с головы до ног тяжелые рыцари Конрада Валенрода. Легкая кавалерия Витовта не выдержала этого натиска и отступила. Историки до сих пор спорят, что это было. Полный разгром и позорное бегство, как пишет Длугош, или тактический маневр, западня, как считает большинство современных исследователей.

Настал критический момент битвы. Перед лицом тяжелых всадников остались только два пеших смоленских полка. Они стояли на стыке польского и белорусско-литовского войска. Ценой больших потерь им удалось сдержать неприятеля. В решающий момент на помощь смолянам пришли виленская, трокская, городенская и жамойцкая хоругви.

Имея защищенный правый фланг, Владислав-Ягайла двинул в бой свои полки. Они атаковали корпус Лихтенштейна. Завязалась лютая сеча, про которую Длугош писал, что не было в мире более кровавой битвы, так как кровь текла по полю ручьями.

Тем временем конница Витовта перегруппировалась и ударила Валенрода во фланг. А Владислав-Ягайла лично повел в бой 3000-й резерв, который обошел Лихтенштейна. Главные силы крестоносцев были взяты в клещи. Но тут случай чуть было не обратил ход битвы в их пользу. Дипольд или Леополь фон Кокериц заметил стяг польского короля и атаковал Владислава-Ягайлу. Его спас Збигнев Олешницки, впоследствии ставший самым влиятельным вельможей в Польше.

Силы Валенрода и Лихтенштейна были разбиты. Настал черед Юнгингена. Великому Магистру предлагали бежать, прикрывшись простыми кнехтами, и продолжить войну. Но он как настоящий рыцарь предпочел встретить поражение на поле битвы, наравне со всеми. Когда магистр пал под ударом литовского меча, многие тевтоны попадали на колени и прекратили сражение.

Тело Ульриха фон Юнгингена положили на простую телегу и привезли к ногам польского короля. Владислав-Ягайла был мрачен, хотя в душе и должен был ликовать. «Вот передо мной лежит человек, который еще утром был во главе могущественного государства, а сейчас нет ни его, ни его войска», — наверное, думал король.

Лишь два меча, подаренные утром Юнгингеном братьям-монархам, остались воткнутыми в землю.

Так отпраздновали 600-летие Грюнвальда на поле сражения. Но соответствующие торжества прошли по всей Польше и Литве. Не осталась в стороне и Беларусь. Пусть у нас и не было официального праздника, но энтузиасты и любители истории все же отметили юбилей, начиная несерьезным боем на подушках и заканчивая несколькими средневековыми фестивалями, посвященными круглой дате.

Метки: , , , ,

Comments are closed.