Всем ветрам назло: остров Рюген (Германия)
На Рюген меня влекло непреодолимое желание снова побывать осенью на Балтике. Только в это время года балтийское море самое… харизматичное. Наверное, это будет наиболее верный эпитет. На остров мы выехали рано утром из польского города Щецин, находящегося фактически на границе с Германией. Дорога предстояла недолгая, но города, через которые мы проезжали, медленно, но верно съедали драгоценные минуты и часы. А Штральзунд нас покорил настолько, что мы провели в нем добрую половину дня (но о нем — в отдельном посте). В итоге, когда мы, наконец, распрощались с ним, на часах было примерно три часа дня.
На Рюген из Штральзунда ведет длиннющий мост (примерно 4 км). Построен он сравнительно недавно — официальное открытие состоялось 20 октября 2007 года. Часто его сравнивают с «Золотыми воротами» в Сан-Франциско. Насколько точно такое сравнение, не знаю, посколько в Сан-Франциско не бывала.
Мост на Рюген: вид с набережной Штральзунда.
Трамплин 🙂 На самом деле въезд на мост начинается за этим поворотом
Путь через мост примечателен реверсивной полосой, правда, когда мы ехали, она не работала. Наверное поэтому на въезде на Рюген была огромная пробка.
Рюген — самый особнный остров, принадлежащий Германии. Потому что самый большой, самый северный, самый солнечный и самый курортно-туристический. Последнее — верно на 100%. Наша поездка была предпринята в начале октября, а праздно шатающихся на острове хватало с лихвой. Наше счастье, что ехали мы во второй половине дня, когда большинство уже покидало остров.
На Рюген нужно приезжать, как минимум, на неделю. Здесь есть, что посмотреть: Охотничий дворец Границ, город Путбус с центральной площадью «Цирк», старый паровозик, бегающий по острову аж с 1895 года, в конце концов, даже гигантский нацистский дом отдыха «Прорский колосс», но времени у нас в обрез, поэтому без остановок движемся к цели туда, где кончается остров и земля обрывается в море, — на мыс Аркона расположенный на полуострове Витов.
По дороге издали увидели это — вероятно один из охотничьих домиков прусских королей.
Бич и одновременно везение во время осеннего путешествия на Балтику — изменчивость погоды. За полчаса дороги мы успели пережить пасмурность, солнце и ливень. И ветер. Настолько сильный, что я успела пожалеть, что у меня не какой-нибудь монстр весом пару тонн, а легковушка, а Леша, чуть позже, — что не захватил с собой шапку. В общем, на осеннем северном побережье непродуваемая ветровка с капюшоном — вещь жизненно необходимая. Несмотря на солнце и относительно теплое надвор’е.
О том, что Рюген — курортное место, по дороге на мыс Аркона не давало забыть обилие автостоянок — все платные (!). От каждой из них по короткой лесной дорожке — вот такой
можно попасть к морю — на чудесный песчаный пляж, протяженностью несколько километров.
Притягивает как магнитом — черт с ним с очередным 1 евро за 5 минут созерцания! Вон даже животное не может устоять…
До самого мыса доехать на машине нельзя. Хочешь — не хочешь, а оставляй своего коня на очередной стоянке с приветливыми соломенными «дажынками»…
…и дальше несколько километров топай пешком. Ну, или на велосипеде, если захватил его с собой. Еще можно на таком транспорте
Впрочем, подозреваю, что в «городке мастеров» в сезон можно провести не один час, поэтому в некоторой степени нам повезло — ничто не задерживало на пути к маякам. Их видно издали.
Подобно тому, как неверно Нордкап называют самой северной точкой Европы, также ошибочно мыс Аркона окрестили самой северной точкой острова Рюген. На самом же деле примерно на расстоянии 1 км в северо-западном направлении находится место Геллорт — настоящая самая северная точка. Но, видно, историей оно особо не отмечено, поэтому вынуждено уступить привилегию быть самым-самым этому мысу.
Два маяка на фотографии построены в разное время. Тот, что пониже (19,3 метра) и поквадратнее, соорудили в 1826 году. В 1902 году рядом появился тот, что повыше (35 метров).
Ну и, конечно, ни одно «раскрученное» место не обходится без меток, оставленных молодоженами. Здесь их знаками перед маяком выложена целая площадка
А потом мы пытались найти спуск к морю — я решила посоветоваться с местным 🙂
Дорога вела через это
Нет, это не кадр из фильмов ужасов. Это тоже своеобразный памятник — историческое свидетельство. Во времена ГДР здесь находилась подземная база подводных лодок. Эти изогнутые трубы выводы вентиляции.
А моя — море и всякие оконечности.
Кстати, деревянная скульптура установлена не просто для красоты. Ею отмечена как раз-таки та точка, у которой стянул звание «самой-самой» мыс Аркона, — Геллорт.
Издали кажется, что в морскую даль всматривается женщина — на самом же деле это композиция из большого количества орлов
Чуть далее — спуск к морю. Вот он — заветный берег. Лучшее место, чтобы почувстовать никчемность и одновременно силу рода человеческого. Ветер сбивает с ног, а вокруг все напоминает, что каждый из нас — всего лишь песчинка в этой вселенной.
Да, та красная точка на следующей фотографии действительно пусть и невыского роста, но человечишко, а не букашка.
Кстати, вот эта «башня» в воде не имеет никакого отношения к базе ВМФ. На самом деле здесь была кабельная станция. Телеграфный кабель соединял Рюген с южным побережьем Швеции. Было это давно.
Меловые скалы — визитная карточка Рюгена. Тут, на мысе Аркона, они не достигают своей мощи и высоты, за действительно головокружительной (и в прямом, и в переносном смыслах) красотой нужно ехать в другую часть острова — заповедник Ясмунд.
Однако «у нас здесь еще есть дела». Все, что вы видели до сих пор, — не мыс Аркона. Он находится неподалеку, а на нем — главная ценность и гордость острова Рюген — древнее языческое городище.
Вот он
А это — городище
Вообще, существует версия, что остров Рюген — это остров Руян, к тому же выступающий в русских сказках как остров Буян, а на этом мысе располагался главный центр — город Аркона со святилищем бога Святовита. В настоящее время та часть, где находился этот храм, размыта морем. На самом городище имелся источник, почитаемый во время языческих празднеств, а недалеко — крупный курганный могильник.
Именно благодаря общеславянскому святилищу сюда стекались дары со всех славянских земель, что и позволило руянам стать могуществепнными и прославиться. Кроме того, считается, что многие из представителей этого народа были пиратами, и долгое время под их контролем находилась значительная часть Балтики. Историки утверждают, что о руянах узнали повсеместно лишь в середине XI века, хотя само святилище, по заверениям археологов, возникло в начале IX века. А уже в 1168 году святилище и статуя Святовита были сожжены датчанами, а руяне сломлены и покорены. Вот такая грустная история.
Окрестности
Затем мы отправились в заповедник Ясмунд. По дороге зачем-то свернули на дорогу ведущую к побережью, но к морю выехать так и не смогли — помешали частные владения, растянувшиеся на несколько километров. Проезжали через какой-то городок с симпатичным домиком и гостиницей с потрясающим названием
С холма Леша попытался снять мигающий маяк на Арконе
К парковке заповедника добрались, когда уже хорошо смеркалось. И, собрав всю волю в кулак, двинули по прогулочной тропе через буковый лес. Мы шли к утесам. К цели. Однако в темноте немудрено заблудиться — в итоге сбились с пути и навернули какой-то невразумительный крюк. Вот так наощупь, под лунным светом, стараясь не угодить в озера-болота, которых в ясмудском заповеднике пруд-пруди, карабкаясь по склонам и цепляясь за деревья, мы все-таки нашли главную меловую скалу острова, гордо именуемую «Королевский стул». Не знаю, какое впечатление производит это место днем, когда на смотровую площадку стоит очередь из толпы туристов, но ночью, в одиночестве, под звездным небом и над черным морем, под завывание рваных ветреных порывов оголенные белые куски утесов-скал выглядят зловеще и завораживающе притягательно одновременно.
На смотровой площадке
Скалы сняты с перил с о-очень большой выдержкой. Белые точки — звезды на темном небе 🙂
А потом мы снова возвращались через темный лес к машине. Луну затянуло облаками. Ориентировались по наличию пространства между кронами деревьев над головой, по ширине напоминающего дорогу, и табличками-остановочными пунктами, подсвечивая их экраном фотоаппарата, чтобы увидеть, куда указывает направляющая стрелка. Дошли. Повторять желания нет 🙂 После такого впрыска адреналина ночная дорога до Щецина показалась легкой и непринужденной 🙂 К часам двум ночи вернулись в гостиницу.