Автомобилем по Европе и не только: автотуризм, советы, путеводитель

Неприметные жемчужинки Беларуси

Мир, Несвиж, Новогрудок. Эти города, их архитектурные и исторические памятники хорошо известны всей Беларуси, а также за ее пределами. Настоящее «золотое кольцо» нашей страны. Однако на землях, где когда-то зародилось Великое Княжество Литовское, хватает и других жемчужин. Пусть даже их не жалуют официальные экскурсии. Может эти драгоценности не столь яркие, но ведь и мелкие брильянты ценятся достаточно дорого. Посмотреть на них стоит.

Рубежевичи

Это местечко с богатой историей трудно пропустить. Вскоре после Держинска справа от трассы вы увидите крытые оцинкованным железом башни неоготического костела. В ясную погоду они пускают солнечных зайцев на километры. Ищите глазами указатель на Рубежевичи и смело сворачивайте на право.

Рубежевичи – место, где когда-то проходила граница Литовского княжества задолго до того, как оно превратилось в крупнейшую державу Восточной Европы, конституция которой была написана на белорусском языке. Отсюда и такое название местечка. Кстати, в течение своей истории, оно не однократно оправдывало свое имя

Рубежевичи возникли в XIII-XIV веках. Есть мнение, что в те времена здесь был замок. Близость границы, удобный рельеф – все свидетельствует в пользу этой версии, которая, правда, не подтверждается ни данными летописей, ни изысканиями историков. Наверное, так рождаются легенды.

Расцвет местечка пришелся на XVII век, когда им владели Радзивиллы. Тогда в Рубежевичах жило около 2000 человек. Среди них были не только крестьяне, но и ремесленники: кузнецы, ткачи, кожевники, сапожники, колесники, плотники и другие. В назначенные на главной площади проводились ярмарки. У Рубежевичей были все шансы превратиться в солидный город. Но им не повезло. Новые дороги на Вильню и Брест прошли в стороне. Окончательно свое значение в качестве ярмарочного места, селение утратило после прокладки «железной дороги», которая пролегла через Столбцы.

Но до сих пор в Рубежевичах можно увидеть отголоски былого расцвета. Приглядитесь к домам, стоящим вдоль главной улицы и рядом с центральной площадью. Можно заметить, что некоторые из них когда-то предназначались не только для жизни, но и для торговли. Поговаривают, что отдельные хаты здесь стоят с XVIII века. На самой площади до недавнего времени сохранялись каменные фундаменты ярмарочных рядов. Закройте глаза и представьте, какая жизнь кипела здесь еще 200 лет назад.

Когда-то в местечке были костел, церковь и синагога – стандартный набор для Беларуси. Синагогу разобрали в 1942 году. Церковь, бывший костел – еще через тридцать лет. До наших дней дошел костел Покровительства святого Иосифа, построенный в начале прошлого века в модном тогда стиле неоготики. Прихожене Рубежевичей трижды подавали прошение властям о постройке нового храма. История сохранила имя мещанина Андрея Тура, который писал эти ходатайства. Одно из них было удовлетворено. Так появился костел с 45 метровыми башнями, которые в наши времена обращают на себя внимание путников, направляющихся в сторону Бреста.

Новый Свержень

Современная деревня Новый Свержень – еще один осколок было великолепия белорусских местечек. Сворачивать с трассы Минск-Брест в сторону Несвижа можно на «официальном» повороте, обозначенном указателем. Но есть идея «срезать» угол через Столбцы.

Если решите сделать, как мы, то попадете в деревню Новый Свержень. Расположенная на берегу Немана, она весьма живописна. Особенно эффектны храмы: доминант башен привлекают внимание и гармонизируют пейзаж.

Не всегда Новый Свержень был деревней. В XVIII веке это местечко, где даже действовала мануфактура. Ее основал Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька. Здесь выпускали столовую и декоративную посуду, пластику, печные изразцы. Мануфактура работала в течение 30 лет, а на момент закрытия имела по описи целых 5 зданий. Никаких напоминаний о бизнесе Рыбоньки сегодня в Новом Свержене вы не найдете, если, конечно, не решите заняться археологическими раскопками.

Зато здесь можно увидеть великолепное свидетельство одной победы в тихой междусобной религиозной войне. Как известно, магнат Миколай Радзивилл Черный был главным «спонсором» Реформации в Беларуси. Во его время на наших землях появилось много протестантов, выпускалась реформационная литература, строились соответствующие храмы.

Сын Черного и предок жизнелюба Рыбоньки Миколай Крыштов Радзвили Сиротка наоборот был рьяными католиком и всеми способами пытался вернуть прихожан в лоно истинной церкви. Именно он в 1588 году построил в Свержене костел святых Петра и Павла. Внешне он действительно похож на протестантский храм, но, как доказали историки, был основан именно как костел.

В те же годы была построена Успенская церковь. Ее основали как униатский храм на месте, где в 1500 году согласно легенде был обретен чудотворный образ Богоматери Новосверженской. Дважды в течение последующих двух столетий издавалась книга, в которой описывались чудеся иконы.

Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька в XVIII веке создал при храме монастырь. Здесь же работала семинария. Правда, как и мануфактура, со смертью покровителя учебное заведение пришло в упадок.

После восстания 1830 года царские власти церковь в православну. А чудотворный образ исчез в середине XX века.

Райца

От Мира до Новогрудка прямая дорога через Кареличи. На въезде в районный центр можно взять левее, свернув на Валевку, и заехать в Новогрудок со стороны Баранович.

Крюк получается небольшой, но лишний бензин будет с лихвой возмещен яркими впечатлениями. Уже ради одной дороги, которая петляет между живописными холмами, стоить поехать этим путем. Настоящая белорусская «швейцария», которая может составить конкуренцию логойщине. Кроме того, десь нас ждут природные и рукотворные памятники.

На полпути между Кореличами и Валевкой находится местечко Райца. Здесь обязательно посмотрите на церковь святой великомученицы Варвары. Чтобы увидеть ее в Райце придется свернуть направо.

Она строилась на высоком крутом холме в начале XIX века. Романтичное здание должно было быть костелом, но судьба решила по-другому. Оно эффектно смотрится в ясный весенний или летний день: зеленый конус холма, ярко-синее небо и храм бордового кирпича.

Последний раз церковь восстанавливали уже в наше время. Вы увидите, что сохранилось с XIX века, а где было достроено уже в наши дни. Судя по тому, что вокруг храма лежат кирпичные глыбы, некогда он был более величественным. От церкви открывается прекрасный вид на окрестности.

Если в Райце повернуть направо, то попадете в усадебный комплекс, который принадлежал Путкамерам. Да это та самая фамилия, которая навсегда вписана в историю белорусской и польской литературы. В 1818 году Адам Мицкевич влюбился Марию Верещаку, которая уже была сосватана за графа Путкамера. Поэт посвящал ей лирические стихотворения. Считается, что именно она обратила взор Мицкевича на народные предания, которые послужили основой для многих его произведений. Впоследствии уже к Марии Путкамер обращался Ян Чечот с просьбой положить несколько стихотворений на музыку.

Правда, все эти романтические это происходило далеко от Райцы, но местное имение все-таки принадлежало известной фамилии. До недавнего времени в усадьбе размещалась амбулатория. Теперь же, если верить сайту Кореличского райисполкома, оно выставлено на продажу.

Свернуть с прямой дороги на Новогрудок стоит еще и потому, что так можно попасть на красивейшее белорусского озеро – Свитязь. Удивительная чистота и прозрачность его воды воспето не одним поэтом. Берега же лесного озера, почти идеально круглого, являются местом действия многочисленных легенд.

На берега Свитязи можно попасть по проселочным дорогам, отходящим от трассы на Валевку в районе деревни Мирацичи. Но лучше в самой Валевке свернуть налево. Буквально через 5-6 километров вы попадете на обустроенный пляж.

Скирмунтово

В комедии «Англичанин, который поднялся на холм, а спустился с горы» рассказывается о жителях уэльской деревушки Ффиннон Гарв, которые всегда восторгались своей горой. Однако два английских картографа, приехавшие измерить достопримечательность, обнаруживают что гордость уэльсцев не дотягивает до положенных 1000 футов и согласно всем нормативам является скучным, примитивным холмом. Жителям деревушки ничего не остается, как, задержав государевых людей, за пару месяцев досыпать недостающие футы. Если вы не верите в подобную историю, поезжайте в Скирмунтово. Такое возможно и в Беларуси.

Скирмунтово – обычная деревня у трассы Держинск-Заславль. Ее нет энциклопедиях и исторических справочниках. Не всякая карта покажет этот населенный пункт. Но на него вам нужно ориентироваться, если вы хотите побывать в самой высокой точке Беларуси – горе Держинской.

В школе нас учили, что горой называется участок рельефа высотой более трехсот метров над уровнем моря. Если придерживаться этой формулировки, то мы настоящие горцы. Самая высокая точка Беларуси имеет высоту 345 метров и, прямо скажем, разочаровывает. Ни тебе красивых обрывов, ни острых пиков вершины. Учитывая, что окружающая местность находится примерно на той же отметке, перепад высот не тянет и на 100 метров.

Небольшой холмик за оградой, на нем мемориальный камень – самая высокая точка Беларуси, 345 метров. GPS-навигатор, положенный на памятный знак, показывает те же цифры – не врут. Но старая километровка семидесятых годов, забитая в память устройства, свидетельствует, что здесь должно быть всего 342 метра. Видимо, мы, как и киношные уэльсцы, немного насыпали Держинскую, чтобы хоть как-то обозначить самое высокое место страны.

Кто знает, может быть, это только начало… и когда-нибудь в нашей стране родится план по превращению Держинской в настоящую, а не бумажную гору. В конце концов, большие проекты у нас реализовывают, так что насыпать еще сотню метров – вполне реально.

Ведь предлагал же, то ли в шутку, то ли всерьез, известный архитектор Норманн Фостер вместо берлинского аэропорта Темпельхоф, подлежащего сносу, насыпать настоящую альпийскую гору посреди немецкой столицы.

Метки:

Comments are closed.