Автомобилем по Европе и не только: автотуризм, советы, путеводитель

Руины величия: Ружаны и Косово

Герои-романтики начала XIX века нарушали общественные нормы, предавались пороку, обличая язвы света, влюблялись, совершали подвиги и погибали. Похожей оказалась судьба двух самых величественных дворцов, построенных в Беларуси на закате эпохи ВКЛ и Речи Посполитой. Впрочем, именно трагическая и в чем-то беспутная судьба дает усадебным комплексам в Ружанах и Косово шанс на возрождение.

Лебединая песня Ружан

Поселок Ружаны, расположенный в Брестской области, вышел на авансцену белорусской истории довольно поздно – в XVII столетии. Именно тогда Лев Сапега, канцлер и великий гетман ВКЛ, построил здесь новую резиденцию. Замок тех времен сильно отличался от современного. Здесь проходили приемы, во время войн с Московским государством в Ружанах находили убежище виленские святыни.

Но XVII столетие было последним веком величия Речи Посполитой. Постепенно государство, раздираемое тайными и явными усобицами теряло свое влияние на международной арене. Превращалось из субъекта политики в его объект. На рубеже XVII и XVIII столетия ружанский дворец Сапег пострадал в результате усобицы с родом Агинским. Он был взят штурмом и разграблен. Во время Северной войны дело довершили шведы. Согласно преданию, Карл XII был очень разочарован, что ему не достался такой приз, как ружанский дворец – к момент взятия городка шведскими войсками он уже был изрядно разрушен, а большая часть ценностей разрушена.

После окончания войн дворец был восстановлен, а в конце столетия и перестроен. Он уже меньше напоминал замок, зато мог похвастать оранжереями, картинной галереей, театром с партером и двумя ярусами лож. Это была шикарная резиденция могущественного и богатого рода. Пусть страну ждали не лучшие времена – перестройка под руководством архитектора Я. С. Бекера была затеяна уже после двух разделов Речи Посполитой – но белорусская шляхта могла позволить толику роскоши. Правда, уже после 1795 года, восстания Тадеуша Костюшко и исчезновения с политической карты Речи Посполитой, в шикарном дворце находилась ткацкая фабрика. Так продолжалось практически до Второй мировой войны, во время которой бывшая резиденция Сапег была разрушена.

Сегодня ружанский дворцовый комплекс является, наверное, самыми романтическими развалинами Беларуси. Особенно красноречив вид, если ехать со стороны Слонима. Крипичные стены с пустыми глазницам окон возвышаются над Ружанами. Вы можете представить себе бойкое местечке XVIII века, живущее под покровительством одного из самых могущественных родов одного из самых больших государств Европы. В то же время современные руины как нельзя лучше гармонируют с немного сонным белорусским провинциальным городком. Дворец разрушен ровно до той степени, чтобы давать достаточно полное представление о том, каким он был в свои лучшие времена. Воображение рисует картины быта того времени: вот здесь была лестница, по которой поднимались гости, там – явно хозяйственные помещения, а тут – точно каминная.

Кроме дворца в Ружанах можно посетить Петропавловский монастырь, а также Троицкий костел. Также интерес представляет городская застройка в центре – она появилась 2-3 столетия тому назад.

Искусство как протест

Другая романтическая жемчужина находится в паре десятков километров от ружан. Замок в Коссово правильнее назвать дворцом. Он появился в 1840 году. Его построил воевода Казимир Пусловский. Представитель знатного польского рода, возможно, решил возвести самый красивый и самый изысканный дворец не просто так. Адам Титус Пусловский был одним из активных участников восстания 1830-31 годов, когда польская и белорусская шляхта попыталась добиться независимости от Российской империи. После поражения Пусловский-повстанец был вынужден эмигрировать. Пусловские-помещики построили, не исключено, что в его честь, превосходный дворец.

Его украшают 12 башен, по числу месяцев в году. У каждой башни находилась комната, посвященная тому или иному времени года. Когда наступал июнь, соответствующий покой украшался плодами и цветами. Также оформлялись комнаты, посвященные другим временам года. Наиболее удивительным залом из 132 покоев дворца был бальный. Рассказывают, что у него был стеклянный пол, под которым устроили настоящий аквариум, полный экзотический рыб. В подвале дворца находилось несколько больших резервуаров с водой. Их постоянно подогревали слуги. Вода по трубам поступала в верхние этажи и отапливала их. Таким образом, здесь было, наверное, впервые на территории Беларуси применено центральное отопление. Вокруг дворца был разбит великолепный парк. Все это могло бы существовать до наших дней если бы не два человека и одна война. Сначала внук создателя дворца Леонард Пусловский проиграл его в карты. Потом он был конфискован царскими властями после восстания Кастуся Калиновского. Дворец получил в собственность род Трубецких, который вывез все более-менее ценное в свои российские резиденции. Наконец уже во время Второй мировой войны он был сожжен партизанами. Выбив из Коссово немецкий гарнизон народные мстители целый месяц удерживали местечко. Они опасались, что дворец может быть использован в качестве укрепления, и подожгли его. Здание горело в течение 10 дней. Тогда же огню был предан дом, в котором родился Тадеуш Костюшко. Он находится в 200 метрах от резиденции Пусловских. В фольварке Меречевщина размещался штаб фашистов.

В 2004 году усадьба Костюшек была восстановлена. Теперь в ней размещается музей национального героя Беларуси, Польши, США и других стран. Неугомонный генерал не сложил меча и в эмиграции.

Планы по реставрации и восстановлению существуют и в отношении обоих дворцов. И если Коссовскую резиденцию Пусловских хотелось бы увидеть в первозданном виде – причем интересен не столько ее внешний вид, сколько внутреннее убранство, которое реконструировать очень сложно – то Ружанская Сапег может остаться в современном виде, служа напоминанием о богатой истории нашей страны.

Метки: , ,

Comments are closed.